Я учусь в 6 «А» классе ГУО «Кадинская средняя школа». С большим удовольствием посещаю объединение по интересам «Экскурсоведение». На занятиях овладеваю искусством проведения экскурсий. В нашем школьном музее огромное количество экспонатов, которые мы изучаем и представляем гостям. Мне стало интересно, а какие предметы являются символами, визитными карточками музеев. Чтобы ответить на этот вопрос, я отправилась в увлекательное путешествие.
1 пункт маршрута – Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова. Через календарные обряды и праздники, представленные в экспозиции «Земли родной круговорот», я много нового узнала о быте крестьян в конце ХIХ – начале ХХ века и поняла, что визитной карточкой этого этнографического музея является ткацкий станок. Раньше он был в каждом доме, а человек, который владел ремеслом, был уважаем и почитаем. Сегодня существует опасность утратить то, что создавалась веками, целыми поколениями мастеров. Поэтому очень важно сохранять нашу историю, культуру и традиции.
Информационная справка о ткацком станке
Сто лет назад станок занимал половину «хаты». На станке ткались постилки, ручники и обычная ткань для пошива одежды. Ткать умели абсолютно все женщины и девушки, а вот заправить ткацкий станок по силам было только двум-трем женщинам на всю деревню. Процесс заправки очень сложный и длился он не один день. Для того чтобы получить ткань, нужно взять ниточки-основу. Если взять темные нитки, то фон будет темным, а если взять светлые нитки, то фон будет светлым. Для начала нужно пустить основу по схеме. Рисунок заложен через серенькие ниточки, называются они «ниты». Можно взять от двух до двадцати «нитов». Чем больше «нитов», тем сложнее рисунок. К «нитам» на веревочке подвязаны педальки, называются они «поножи». Надо нажать на «поножи» чтобы получился тот рисунок, который надо. Часть «нитов» опускается и образуется зев. Дальше необходимо взять челнок с ниточкой и пропустить через зев. Ниточку пропустили, взяли бердо и крепко прибили.
За три часа женщина могла соткать один метр ткани. Ширина изделия зависела от размера ткацкого станка, т.е от размера бердочка.
2 пункт маршрута – ГУО «Сухаревский УПК ясли-сад – средняя школа имени Ю.М. Двужильного Могилевского района». В этом учреждении образования находится музей Боевой славы имени Героя Советского Союза Ю.М. Двужильного.
Большой интерес у меня вызвала карта боевого пути 290 стрелковой дивизии. Самое интересное, что карта была изготовлена на полях сражений нашего родного края в годы Великой Отечественной войны. Подарил этот ценный экспонат бывшему директору Сухаревской школы Ковзану Вацлаву Францевичу начальник штаба 290 стрелковой дивизии. На ней отражены боевые действия по освобождению Могилева от немецко-фашистских захватчиков. Эта карта в единственном экземпляре и находится только в музее Сухаревской школы. Считаю, что данный экспонат может являться визитной карточкой школьного музея.
Информационная справка о карте боевого пути 290 стрелковой дивизии
23 июня 1944 года дивизия перешла в наступление в направлении на Могилев, форсировала Днепр и совместно с другими войсками завязала бои на подступах к городу. К 28 июня 1944 года Могилев был освобожден. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные личным составом при прорыве обороны противника на р. Проня, за умелое форсирование Днепра и участие в боях за освобождение Могилева дивизия награждается орденом Красного Знамени, а приказом Верховного Главнокомандующего ей присвоили почетное наименование «Могилевская».
3 пункт маршрута – ГУО «Романовичская средняя школа Могилевского района». Из всех экспонатов, представленных в музее самым ценным и необычным можно считать фрагмент зуба мамонта. Он достаточно большого размера – 5х8 см, весит 185 граммов. Самое удивительное, что этот экспонат каменного века был найден на территории родного края при проведении геологической экспедиции, в составе которой принимал участие директор Романовичской школы. Именно Пусков Олег Владимирович подарил музею этот необычный экспонат.
Информационная справка о зубе мамонта
Меня заинтересовала не только необычная форма зуба, но и в целом жизнь мамонтов. После посещения музея обратилась за информацией в интернет и вот что я узнала. Зубы мамонтов были 15 см шириной и столь же высотой – это самые большие плоские зубы во всем животном мире. Они были прекрасно адаптированы для раздавливания древесного и растительного материала. Интересно будет знать, что в челюстях мамонта располагалось всего 4 зуба: два зуба на верхней челюсти и два на нижней. Верхняя (жевательная) часть зуба представляла собой своеобразную терку, именно ей он перетирал траву, мелкие ветки, коренья и листья. Несмотря на свой пугающий вид, мамонты питались исключительно растениями. Зуб мамонта состоял из множества поперечных пластин, которые глубоко были посажены в челюсти. Такие зубы постепенно стирались, а на их месте вырастали новые зубы из этой же пластины.
Сидоренко Виолетта
учащаяся 6 «А» класса ГУО «Кадинска СШ»,
объединение по интересам «Экскурсоведение»
раскрыть » / « свернуть