Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.
Самый распространенный при подготовке среди школьников и студентов способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.
Итак, предлагаем несколько способов организации процесса повторения, которые, как показала практика, дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам показался ближе, тот, который подойдет именно вам.
I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.
II способ. Организация рационального повторения:
1. Прочитать – повторить.
2. Повторить через 10-15 минут.
3. Повторить через 8-9 часов.
4. Повторить через день.
III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ:
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.
Психологическая подготовка к экзаменам
ЭКЗАМЕН (с лат. «испытание») – ситуация, которая у большинства людей связана с сильным физическим и эмоциональным напряжением. Другими словами – это просто стресс. Психологическая готовность так же важна, как и хорошие знания по предмету!
Специалисты советуют, как легче преодолеть экзаменационное испытание:
1.Развивайте уверенность в себе. У вас все получится, в любых ситуациях, вы найдете выход, сможете найти знания для ответа даже на тот вопрос, который не успели повторить.
2. Планируйте свое будущее независимо от результатов сданного экзамена. Плохо сданный экзамен – это не конец света, это также позитивный опыт, возможность проанализировать свои неэффективные действия и избежать их в будущем.
3. В последние дни перед экзаменом старайтесь чрезмерно не переутомляться.
За день до экзаменов работайте не больше чем 8 часов, иначе на сдачу экзаменов энергии у вас не останется. Научитесь расслабляться, делайте паузы в работе, слушайте спокойную музыку.
4. Обратите внимание на приметы чрезмерного стресса, который может вызвать неадекватную реакцию организма на поведение в сложной ситуации.
Это - потеря аппетита или переедание, бессонница и постоянное чувство утомления, головная боль, плаксивость без всякой причины во время подготовки к экзаменам. В связи с этим необходимо принять меры по преодолению стресса. Напряжение хорошо снимается творческими занятиями в свободное время - рисованием (даже если вы рисуете плохо), можно сходить на выставку, в театр. Хорошо помогают занятия спортом, бассейн, массаж.
5. Впечатлительным, тревожным ребятам желательно потренироваться сдавать экзамен заранее, лучше всего с малознакомым человеком, или представить в деталях все событие, и при этом не «зацикливаться» на каком-то одном моменте.
6. Накануне экзамена. За ночь до экзаменов постарайтесь хорошо выспаться. По дороге на экзамен, не думайте про него. Если вы почувствуете, что тревога преодолевает, то вам, возможно, поможет следующее упражнение. Подумайте, вспомните, представьте себе то место, где вы чувствовали себя наиболее комфортно – это, может быть берег моря, парк, поле в цветах. Постарайтесь почувствовать мелкие детали.
7. На экзамен старайтесь одеться в удобную, аккуратную одежду. Старайтесь, чтобы она не была новой, потому что неизвестно, как вы в ней будете себя чувствовать.
Что делать, если...
· ... если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать совсем немного. Не впадай в панику, а сразу начинай записывать всё, что когда-либо слышал по этому поводу. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного материала;
· ... вообще ничего не знаешь, не говори об этом экзаменатору, а хоть какую-нибудь ахинею, типа: "Прежде, чем рассказывать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще..." Хотя, конечно, лучше играть по правилам;
· ... на полуслове ты забыл о чём говорить. Прежде всего не "теряй голову". Сохрани спокойствие, хотя бы внешнее. Повтори последнюю фразу, а потом попробуй перефразировать свою мысль;
· ... вас не слушают. Не воспринимай это на свой счёт, просто продолжай свой ответ, как если бы ты этого не заметил;
· ... экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает тебя. Отвлекись от этого... ни в коем случае не показывай, что ты разозлился. Самое эффективное - сохрани чувство собственного достоинства и с достоинством держись;
· ... ты оговорился, и все стали смеяться. Посмейся вместе со всеми - и всё;
· ... ты ошибся. Если ты знаешь, как её исправить, сделай это. Но, если этого никто не заметил, продолжай свой ответ без исправления;
· ... тебе поставили отметку ниже той, на которую ты рассчитывал. Не вступай в спор, не доказывай. Во время вступительных экзаменов воспользуйся правом на аппеляцию.
Подготовка к олимпиадам и экзаменам
Ты хочешь более уверенно вести себя во время олимпиады? Ты хочешь достойно сдать экзамены? Ты хочешь сделать все от тебя зависящее? Следующие советы помогут тебе в этом...
Место для занятий:
· убери лишние вещи;
· удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т. п.;
· психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Составь план:
· определи, кто ты "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально загрузите утренние или вечерние часы;
· в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать.
Работа:
· хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен;
· чередуй работу и отдых;
· полезно повторять материал по вопросам;
· составляй планы и схемы, причём обязательно делай это на бумаге;
· ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом.
· помни: твоя задача не вызубрить, а понять;
· выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова;
· не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, лёгкого победного ответа;
· за несколько дней до экзамена "проиграй" мысленно ситуацию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комиссию, свой ответ.
Накануне экзамена:
· оставь один день перед экзаменом, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом;
· если ты волнуешься, то непосредственно накануне представь себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, "страшными мыслями", так, как бы ты хотел, чтобы всё произошло при успешной сдаче экзамена;
· если ты очень боишься, попробуй приём, называемый "доведением до абсурда": представь себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия; такое предельное усиление страха приводит человека к мысли, что бояться, в сущности, нечего;
· с вечера перестань готовиться, умойся, соверши прогулку, выспись;
· по дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
Во время экзамена:
· взяв билет, ознакомься с вопросами и начинай с того вопроса, который для тебя легче;
· напиши примерный план ответа, составь список всех нюансов, которых хочешь коснуться. Пиши даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет припомнить ещё какие-нибудь факты;
· пиши свой черновик понятным почерком: экзаменатор зачтёт это в твой актив, если твою работу будет легко читать
· подчеркивай в своей работе даты или какие-либо заголовки, знание дат сразу бросается в глаза
· помни, что в готовом ответе должны быть вступление, основная часть и заключение
УСПЕХОВ ВАМ НА ЭКЗАМЕНАХ!
раскрыть » / « свернуть