3 типа подростковых конфликтов и способы их преодоления
1 тип. Конфликты с родителями
Юношество – это сложный период в жизни каждого человека. В этом возрасте ребенок прощается с детством и учится строить взрослые взаимоотношения. Не все получается сразу и проходит гладко и без проблем. Чаще всего это очень болезненный процесс, который сопровождается взаимным непониманием между взрослыми и ребенком. Дети грубят, резко реагируют на замечания родителей, часто их критикуют. Родители теряют свой авторитет. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что «предки» - отсталые люди, живущие прошлым. Близкие становятся только средством достижения каких-либо благ. Дети считают, что их свободу ограничивают и всеми силами протестуют против этого. В результате теряется контакт и уважение.
Кто же должен сделать первый шаг к примирению?
Психологи считают, что это в большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.
Пути решения:
Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение.
- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание .
- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает.
- Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее.
- Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.
2 тип. Конфликты с учителями
Подобные конфликты часто между учителями и неуспевающими учениками, особенно если учитель предъявляет завышенные требования к подросткам и использует отметки, как орудие наказания за незнание материала или поведение на уроке. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Учитель, как родитель в сознании подростков. Он распоряжается властью, раздает наказания и поощрения; авторитет, дающий знания. По мнению детей, он должен быть примером для подражания, понимающим другом, мудрым наставником.
Пути решения:
Хороший результат может дать диалог учителя с учеником.
5 основных правил:
- Первое - это спокойствие.
- Второе - анализ ситуации.
- Третье - открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
- Пятое - выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
3 тип. Конфликты со сверстниками
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни.
Причины конфликтов между учениками:
- борьба за авторитет
- соперничество
- симпатия без взаимности
- оскорбления
- личная неприязнь к человеку
- обиды
- обман, сплетни
- борьба за девочку (мальчика)
Пути решения:
Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого.
Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.
- Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
- Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, не спешить с советами.
Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что взрослые ему действительно сопереживают («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.
Самостоятельное конструктивное решение конфликта добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
Толерантность в разрешении конфликтов
Толерантность (лат. tolerantia) означает терпимость.
Такое понимание закреплено в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г.
Быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания общечеловеческих и моральных устоев.
Это:
· отказ от агрессии;
· терпение;
· спокойное восприятие мира;
· философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.
Виды социологической толерантности
- гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
- расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
- национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
- по отношению к инвалидам;
- религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
- политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
- образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
- межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.
В конфликтной ситуации толерантность позволяет осознанно и объективно отнестись к ситуации, а затем предпринимать обоснованные действия. Нужно помнить, что каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть терпимым в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.
Правила толерантного общения:
· Уважай собеседника.
· Старайся понять то, о чем говорят другие.
· Отстаивай свое мнение тактично.
· Ищи лучшие аргументы.
· Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
· Стремись учитывать интересы других.
Службы медиации
Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов.
Эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор— независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
раскрыть » / « свернуть