Профилактика наркомании - Кадинская СШ

Профилактика наркомании

Что такое наркотик?

Наркотики — это опасные и вредные вещества, вызывающие необратимые процессы в организме человека и приводящие к развитию психической и физической зависимости, то есть к развитию тяжелого заболевания — наркомании.

Какие бывают наркотики?

Наркотики обычно классифицируют по основной направленности их эффектов.

Различают наркотики:

  • Первая группа наркотиков – наркотики, которые помимо эйфории, вызывают седативное (успокаивающее) действие. Это наркотики опиатной группы (опий-сырец), медицинские наркотические анальгетики - морфин, омнопон, промедол; героин, метадон.
  • Вторую группу наркотиков составляют психостимуляторы - кокаин, крэк, амфетамины, в т.ч. первитин, экстази, метамфетамины.
  • Третья группа наркотиков - наркотики, вызывающих психозы с нарушением сознания и обильными галлюцинациями. Их называют галлюциногенами, или психоделиками. В эту группу относят каннабис (гашиш, марихуана - "травка"), ЛСД, “пи-си-пи" (PCP). Последние два наркотика способны вызывать состояние, в котором человек не контролирует свои поступки, не понимает, где находится и кто его окружает, переживает устрашающие видения.

Как быстро формируется зависимость?

Зависимость к наркотику (психоактивному веществу) начинает формироваться с первого употребления. И "тяга" к приему последующей "дозы" проявляется, на примере героина - у 90% попробовавших в первый раз. Им уже сложно отказаться от повторного его употребления. Но, зависимость еще полностью не сформирована к этому моменту. Скорость формирования зависимости у каждого человека индивидуальна и зависит от особенностей развития высшей нервной деятельности и обменных процессов всего организма. Одному человеку достаточно "попробовать" 1-2 раза любой наркотик, для другого может потребоваться более продолжительное время и большее количество эпизодов приема наркотика.

Какое действие на человеческий организм оказывают наркотики?

В первую очередь следует отметить, что наркотик действует на клетки и другие структуры головного мозга, на межнейронные связи и биологические обменные процессы нервной системы. Именно из-за испытания основного эйфоризирующего эффекта наркотика (кайф, приход и т.д.) на высшую нервную систему, человек и употребляет наркотик. В связи с изменением биологических процессов головного мозга, наркотик встраивается в обменные процессы нервной системы, вытесняя и как бы заменяя природные эндорфины, вырабатываемые здоровым организмом, развивается биологическая зависимость от наркотика.

Психическая зависимость формируется более сложно и имеет многоуровневые схемы, задействованы практически все структурные элементы головного мозга, включая память, ассоциацию, рефлексы, подсознание и др. Именно поэтому эта зависимость наиболее стойкая. Общим эффектом для всех наркотиков является искусственная, патологическая стимуляция работы "центров удовольствия", что проявляется более или менее продолжительным переживанием положительных, но патологических (т.е. не свойственных человеку в норме) эмоций. Переживание экстаза прочно закрепляется в памяти, и человека неудержимо влечет к этим ощущениям вновь и вновь. Позже зависимость включает и другой компонент - стремление употребить наркотик, чтобы предотвратить тягостные психические или физические ощущения.

При систематическом употреблении наркотика происходит привыкание к избыточной стимуляции, и в отсутствие наркотика человек уже не способен на переживание положительных эмоций, а даже не может испытывать обычного ровного комфортного состояния. "Под наркотик" перестраивается весь обмен веществ. Поэтому при отмене наркотика происходит нарушение устоявшегося патологического равновесия в организме и развивается синдром отмены. Это и составляет суть так называемой физической зависимости.

При опиатной наркомании синдром отмены наиболее мучителен и труднопереносим и носит жаргонное название "ломка". Употребление галлюциногенов формирует у человека жесткую установку на изменение своего сознания, уход в "четвертое измерение". При этом изменяется эмоциональное отношение к миру реальному, который утрачивает свою былую ценность, становится "серым и скучным".

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по выявлению несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, и взаимодействию с ними

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по профилактике наркомании

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

о влиянии наркотиков

Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно