Архив новостей - Кадинская СШ

Архив новостей

31.10.2017

Адаптация учащихся 5-х классов к условиям обучения на II ступени общего среднего образования

31 октября 2017 года в государственном учреждении образования «Кадинская средняя школа» в форме «Круглый стол» состоялся психолого-педагогический консилиум «Адаптация учащихся 5-х классов к условиям обучения на II ступени общего среднего образования».

Участниками заседания являлись учителя начальных классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и администрация школы.

В ходе подготовительной работы к психолого-педагогическому консилиуму, в целях общего знакомство с классами было организовано посещение уроков, факультативных занятий, мероприятий воспитательной направленности, проведены анкетирование и диагностика педагогом-психологом и социальным педагогом, подготовлены карты-характеристики классов учителями начальных классов и классных руководителями.

Проблемами психолого-педагогического семинара были заявлены:

-педагогическая (большое число учителей, предметов, требований, технологий);

-психологическая (смена процесса ведущей деятельности; формирование новой социальной позиции).

В ходе обсуждения был разработан комплекса мер по сокращению сроков адаптации учеников для создания максимально благоприятных условий для самореализации личностей учащихся.

Психолого-педагогический консилиум открыла директор школы Тарасенко Наталья Эдуардовна, которая ознакомила присутствующих с анализом посещенных уроков. Она отметила у учащихся 5 класса хороший потенциал успешной учебной деятельности, открытость учащихся, их любознательность, активность. Затруднения, возникающие в отдельные моменты учебного процесса, по большей части связаны с разницей требований педагогов. Рекомендовала всем учителям-предметникам, работающим в данных классах в ходе психолого-педагогического консилиума выработать и придерживаться единой системы требований к учебной подготовке ребят, оцениванию их деятельности на уроке.

Психологический анализ процесса адаптации пятиклассников предложила вниманию присутствующих педагог-психолог Юхимец Наталья Алексеевна. Она отметила, что пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации. По данным проведенной ею диагностики, ситуация адаптации вызывает у некоторых пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов, есть и учащиеся, чей уровень тревожности снизился.

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей. В свою очередь родители, принуждая детей работать на  «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретение чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Внешне это проявляется по разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками.

Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходитдискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста, можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Педагог-психолог рекомендовала учителям-предметникам в этот период набраться терпения и постараться снизить уровень тревоги и неуспешности у детей. Не воспринимать ребенка как бездушный объект обучения, ведь за каждым стоит личность со своими проблемами и характером. Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми, выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам почему они необходимы, согласовать требования между всеми учителями-предметниками.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения к ошибкам, критиковать не самого ребенка, а его промахи или недостатки, не оценивать оценкой его поведение, а только знания. Помощь педагогов должна быть направлена на укрепление уверенности ребенка в себе и своих силах, выработку собственных критериев успеха, умения вести себя в трудных ситуациях неуспеха.

Продолжила психолого-педагогически консилиум продолжила социальный педагог Артеменко Надежда Константиновна, которая ознакомила педагогический коллектив с социальной характеристикой 5-х классов, особенностях в работе с отдельными семьями и детьми, указала кому из учеников надо уделить внимание в первую очередь и к каким детям нужен индивидуальный подход.

Учителя начальных классов Воронцова Ольга Ивановна и Тхорева Марина Юрьевна в своих выступлениях охарактеризовали 5-е классы, обратили внимание на тех учащихся, кто могут стать опорой новым классным руководителям, отметили способности детей к различным учебным предметам, психологические и индивидуальные особенности  учащихся, особенности памяти и мышления, поделились своими педагогическими находками в работе с этими классами.

Учителя-предметники в ходе обсуждения поделились своими наблюдениями, обменялись мнениями и впечатлениями о подготовке учащихся, рассказали о трудностях в работе, об особенностях данных классов в целом (по сравнению с другими классами) и некоторых учеников.Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников выделили следующие:

-  возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;

-  возросший объем работ как на уроке, так и дома;

-  новые требования к урокам и новые учителя;

-  необходимость много работать самостоятельно и т.д.

В завершающей части психолого-педагогического консилиума заместитель директора по учебной работе Ефремкова Ирина Викторовна предложила обобщить обсуждаемую тему, определить решение и список рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах.

Решения консилиума: признать работу педколлектива по созданию благоприятных условий адаптации учеников 5-х классов удовлетворительной, постановили продолжить мероприятия по формированию у учащихся положительной школьной мотивации.

Фотоматериалы

23.01.2024

Рождественская спортландия среди учащихся 1-х классов

раскрыть » / « свернуть
14.12.2023

Прошел районный этап интеллектуально-развлекательной игры «Пионерский квиз»

раскрыть » / « свернуть
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно