КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
♦ Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
♦ Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
♦ Прочти предисловие или вступление.
♦ Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
♦ Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
♦ Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
♦ Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
♦ Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
♦ Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
♦ Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
♦ Читай медленно, не спеши.
♦ При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
♦ Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
♦ Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
♦ Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
♦ После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
♦ Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
♦ Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
♦ Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
♦ Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
♦ При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
♦ Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
♦ Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
♦ Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
♦ Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
♦ Подумай, какая мысль в рассказе главная?
♦ Что нового ты узнал из рассказа?
♦ Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА
♦ Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
♦ Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
♦ Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
♦ Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
♦ Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.
♦ То же самое сделай и с другими частями.
♦ Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
♦ Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
♦ Прочти рассказ или одну законченную часть.
♦ Определи количество картин.
♦ Подумай, о чем каждая картина.
♦ Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
♦ Представь картину мысленно.
♦ «Нарисуй» картину словами.